Александр Иванович Покрышкин - один из самых знаменитых и прославленных лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза, воздушный ас, известный во всём мире. Его первые боевые вылеты над Кубанью во время войны были сделаны с Кущевского аэродрома.

  14 марта 1942 года противник широким фронтом вышел к реке Дон. Его авиация, имея десятикратное превосходство, стремилась сорвать переправы потоков беженцев вперемежку с отступающими частями Красной армии и не допустить занятия обороны за водной преградой.
Вскоре немецкие танки подошли к пригородам Ростова-на-Дону. Вражеская авиация систематически бомбила город и аэродром. 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк (ГвИАП), в котором служил Александр Иванович, нёс большие потери – в нём остались всего две неполные эскадрильи под командованием Покрышкина и Крюкова. Каждая из них имела по восемь потрёпанных Як-1.

  Когда в Ростове начались уличные бои, эскадрильи перебазировались южнее, к станице Кущёвской, географически выгодной в сложившейся боевой обстановке, для организации военного аэродрома. В станице уже базировался один ИАП с 20 самолётами и своим батальоном аэродромного обслуживания. Командир соседнего авиаполка Белов попросил Покрышкина сводить своих молодых лётчиков на задание, и тот согласился, включив в группу пару своих опытных пилотов – Науменко и Бережного. Это был один из первых полетов Покрышкина с кущевского аэродрома.

  При подходе к Манычу восьмёрку пытались атаковать два Ме-109. Пара прикрытия Науменко сковала боем «мессеров», а шестёрка нанесла удар по переправе и зажгла несколько автомашин на плотине и около неё. По своему опыту Покрышкин знал, что на обратном пути, наверняка, предстоит вступить в бой. Пара Ме-109 могла по радио вызвать подкрепление. Ожидания оправдались – группа «мессеров» заходила в атаку. Покрышкин предупредил свою группу покачиванием самолёта, развернулся и с удивлением обнаружил, что сигнал был не понят, за ним никто не пошёл. Сбившись, пятерка «яков» уходила курсом на аэродром в Кущёвскую.
Истребители противника, не обращая внимания на самолёт Покрышкина, пошли в атаку.

Александру Ивановичу заградительным огнём удалось сорвать первый удар. В повторной атаке он расстрелял ведущего четвёрки Ме-109. Тогда три «мессера» насели на Як-1 Покрышкина, у которого закончился боекомплект. Далее могла спасти только высокая техника пилотирования. Немцы поняли, что сбить одинокий истребитель не получится, прекратили атаки и развернулись в северном направлении.
⠀ Тем временем прорыв танковых группировок противника через Дон всё больше прижимал войска Южного фронта к Кавказским горам. Чтобы быть ближе к местам штурмовок, полк был вынужден перебазироваться на полевой аэродром «Геймановская» недалеко от Кропоткина и продолжил воевать на Северо-Кавказском фронте...
⠀ Впереди было ещё много воздушных сражений, побед, потерь боевых товарищей. До Берлина прославленный ас полковник Покрышкин дошёл уже в качестве командира авиадивизии.
⠀ Именно с 1942 года история Кущевского района тесно связана с военной авиацией. После войны в станице Кущевской стала базироваться лётная часть ВВС СССР. Сейчас это учебная авиационная база Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.
⠀ Легендарный лётчик А.И. Покрышкин очень любил Кубань, считая её своей второй Родиной. А жители Кущевского района чтят и помнят боевые подвиги легендарного советского летчика в небе над Кубанью и кущевской землей.
⠀ В нашем районе школа №23 села Раздольного с 2019 года носит имя прославленного трижды Героя Советского Союза Покрышкина Александра Ивановича.